4 декабря 2018, №227

Косихинские валеночки - шептуны
С наступлением холодов в Косихинском районном краеведческом музее прибывает желающих постигать исконные ремесла прабабушек, ткачество и валяние, которым занимались зимой, свободной от полевых работ. И по сию пору хорошим подарком под Новый год там считают тканый половичок, браное льняное полотенце или крошечные валеночки – обереги, которые в Сибири называют шептунами.
Притужальник и нитченки

Создать центр возрождения традиционных промыслов, не по гранту, а по велению души, – такой мечтой живут уже три года сотрудники музея. Чтобы научить современниц навыкам старинных мастериц, ремесла для начала осваивают директор музея Елена Егорова и экскурсовод Надежда Капустина.

Необходимость ткать вручную ткани для одежды и убранства избы у крестьянок отпала, когда стала доступна магазинная мануфактура. К концу ХХ века стали редкостью ткацкие станы, но пожилые сельские мастерицы еще ткали – домашние коврики, рушники, пояса – обереги. Сейчас это, конечно, больше музейные экспонаты, нежели предметы быта, но интерес к таким ремеслам растет, а творения рук мастериц охотно раскупают на выставках гости и участники фестивалей «Бирюзовая Катунь», «Соседи», «Рождественские чтения».

Надежде Ивановне ткацкий стан достался от мамы, Екатерины Петровны Жужгиной, а той – от бабушки Екатерины Логиновны Сохоревой из известного в районе рода переселенцев с Вологодчины. Прикидываем, получается, что мастодонту крестьянского легпрома – более века. Надежда Капустина даже помнит, как маленькой ее учили на нем работать. Правда, запустить стан и удивить людей, как мечтали, к «Рождественским чтениям» оказалось проблематичным.

– Мы долго с этим возились. Опросили пожилых женщин, которые работали в детстве и юности на таких станах, но, увы, ни одна из них не знала, как перед началом работы заправляется основа, для нашего изделия это 140 попарных параллельно натянутых нитей. Это обычно делали старшие женщины семьи, а потом садили за работу девок и молодух. Подробное описание процесса мы нашли в Интернете вечером, в канун Рождественских чтений. Просидели полночи, но разобрались, и уже утром на Яру любви показали участникам и гостям, как работали наши прабабушки, – рассказывает Елена Егорова.

Демонстрируя простую и надежную конструкцию стана, она сыплет словечками, которые редко услышишь сегодня в обиходной речи. Цены, ремизки, которые на Алтае называют нитченками, притужальник… К слову, силовой метод воздействия – вторичное значение слова «притужальник». Исконное – рычаг, фиксирующий вал стана.

Увлечение женщин Косихи старым-новым ремеслом массовым пока не стало, но они обзаводятся бабушкиными станами и занимаются ткачеством, тем более есть в селе свои консультанты. А сотрудницы музея, дабы знать ответы на все вопросы начинающих мастериц, учатся непрестанно. Искусство ткачества больше не считается забытым, музейным. Люди XXI века по достоинству оценили и браные полотенца, и неширокие мягкие половички.

О счастье – шёпотом

Валенок – сибирское изобретение. Древняя пара обуви из валяной шерсти была обнаружена на Алтае на раскопках Пазырыкского кургана. В Косихе уверены, что и шептуны, маленькая копия пимов, тоже родом из нашего края, а уже от нас они пошли по России. Во всяком случае, популярным сувениром, которому приписывают свойства оберега, шептуны стали с легких рук Елены Егоровой и Надежды Капустиной.

Крошечные лекала, разноцветная шерсть да фантазия в украшении валеночек бусинами или вышивкой – вот и все, что нужно мастерицам. «Дух захватывает, когда вроде из ничего получается такая прелесть», – восхищаются пятиклассницы Лариса Болдакова, Маша Усольцева, Вика Люсая, которые после уроков отправились в музей, чтобы поучиться делать шептуны своими руками. Проблему новогодних подарков для друзей и родных девочки уже решили. В валеночки можно нашептать пожелания, положить туда монетку, зернышко, ленточку или бусы, как делали в старину. Шептуны развешивали у теплой печки или над входом в дом – тут версии информаторов расходятся, но однозначно делали это до восхода солнца праздничного дня. А после того, как новогодние пожелания семье нашептала старшая женщина рода, то же могли сделать и домочадцы.

– По поверьям, все загаданные в канун новогодних праздников желания сбывались. Старожилы рассказывали случаи, когда валеночки становились ловушкой для негатива и спустя время тяжелели. Тогда старые, «грязные», сжигали, а в доме вешались новые. У меня тоже есть такие. Думаю, шептуны работают, если в жизни человека все хорошо, без бед, – рассказала об этом обычае Елена Егорова.

Можно верить или нет в силу народных оберегов, но в Новый год действительно приятнее обнаружить подарок в валеночке, а не в католическом носке. И на пороге своего дома радостнее встретить Деда Мороза с нестареющей красавицей Снегуркой, а не Санту в компании эльфов и гномов.

Тамара ПОПОВА
Олег БОГДАНОВ (фото)