16 ноября 2018, №215

Живопись как машина времени
В Выставочном зале барнаульского музея «Город» открылась персональная экспозиция живописца, монументалиста Николая Острицова. Уникальна она не только по масштабу (представлено более 130 работ). Автор, чью живописную манеру легко узнать на коллективных выставках Союза художников Алтая, впервые представил на суд зрителей свои графические работы. Точнее, на этом буквально настояла его супруга – живописец Лариса Пастушкова, которая призналась нам, что сама оформляла эти эскизы карандашом и тушью, а также работы в технике «бумага, масло», находящиеся где-то на стыке живописи и графики.
Сам Николай Острицов говорит, что всегда относился к графике как к чисто подготовительной работе: «Это просто идея, которая потом может воплотиться во что-то настоящее». Но собратья-художники на вернисаже неожиданную грань его таланта оценили высоко.
Не так давно в музее «Город» уже была выставка Острицова, только в малом зале, и еще до ее открытия всем стало понятно, что его большим многофигурным живописным полотнам в таком пространстве попросту тесно. Решено было показать творчество художника более масштабно.

Нынешнюю экспозицию, как говорит Николай Васильевич, формально можно приурочить к 25-летию творческой деятельности. Хотя художник участвует в краевых выставках с начала 80-х, в те годы он все-таки был известен главным образом как монументалист. Среди основных работ той поры – интерьер Дворца бракосочетания в Барнауле, сграффито на станции Эворон Байкало-Амурской магистрали (ее строил Алтайский край) и роспись на фасаде барнаульского кинотеатра «Искра», уже не существующего.

Станковой живописью Острицов по-настоящему серьезно занялся в 90-е и сегодня признается, что не испытывает сожалений о славной эпохе советского монументального искусства. «Сейчас для меня гораздо важнее и интереснее слушать свою душу», – говорит Николай Васильевич. А душа зовет его в глубь веков: во времена Древней Руси, к кочевникам и еще дальше – к скифам.

– Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь исторической тематикой. Это как машина времени: садишься и погружаешься в прошлое, – признался художник на вернисаже. – Мне всегда было страшно интересно, что за люди тут жили, чем дышали, во что верили. Они ведь проливали кровь за нашу землю, нашу страну. И забывать об этом, на мой взгляд, было бы грехом.

Расставшись с монументальной живописью, художник тем не менее перенес некоторые ее черты в свои картины. И прежде всего безупречное чувство композиционной соразмерности, интеллигентный сдержанный цвет и мастерство детали.
Вообще, детали для него давно стали предметом пристального изучения.
– Если мы посмотрим на декор, убранство и костюм, конскую сбрую, то каждый элемент в древности нес некую информацию. Там не было «просто завитушек» – это обереги, пожелания. Для каждого действа существовали свои ритуальные вещи, – рассказывает художник. – Мне интересно это изучать. Словно тянешь за ниточку – и история начинает раскручиваться. А она была трагическая: борьба за землю, за становление народа, государства, пусть это прозвучит пафосно.

Председатель правления краевой организации Союза художников России Дмитрий Петренко на вернисаже поделился наблюдением:
– В Алтайском крае многофигурной композицией занимается не так уж много художников: Емельянов, Дрилёв, Острицов. Казалось бы, в других союзах может быть по-другому, но недавняя региональная выставка «Сибирь» показала, что в огромном зале среди множества работ тематической многофигурной композиции по факту нет. Как и на прошлой выставке «Россия», которую я посмотрел несколько раз… Выставка всегда дорогостоящее и трудоемкое мероприятие для художника, и мы волновались, вытянет ли она целый зал, но впечатление очень хорошее.

Кстати, историческим жанром экспозиция не ограничивается: здесь есть чуть отстраненные философские пейзажи, мастерски выполненные портреты близких и друзей, а также целая серия трогательных анималистических работ. Выставка работает до 25 ноября.

Cправка

Николай Острицов родился на станции Озерки Тальменского района. В 1976 году окончил Новоалтайское государственное художественное училище. В 1981-м – Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде (отделение интерьера, выставок и реклам). Член Союза художников России с 1996 года.

Любовь КАРПОВА
Олег БОГДАНОВ (фото)