Сам Николай Острицов говорит, что всегда относился к графике как к чисто подготовительной работе: «Это просто идея, которая потом может воплотиться во что-то настоящее». Но собратья-художники на вернисаже неожиданную грань его таланта оценили высоко.
Не так давно в музее «Город» уже была выставка Острицова, только в малом зале, и еще до ее открытия всем стало понятно, что его большим многофигурным живописным полотнам в таком пространстве попросту тесно. Решено было показать творчество художника более масштабно.
Нынешнюю экспозицию, как говорит Николай Васильевич, формально можно приурочить к 25-летию творческой деятельности. Хотя художник участвует в краевых выставках с начала 80-х, в те годы он все-таки был известен главным образом как монументалист. Среди основных работ той поры – интерьер Дворца бракосочетания в Барнауле, сграффито на станции Эворон Байкало-Амурской магистрали (ее строил Алтайский край) и роспись на фасаде барнаульского кинотеатра «Искра», уже не существующего.
Станковой живописью Острицов по-настоящему серьезно занялся в 90-е и сегодня признается, что не испытывает сожалений о славной эпохе советского монументального искусства. «Сейчас для меня гораздо важнее и интереснее слушать свою душу», – говорит Николай Васильевич. А душа зовет его в глубь веков: во времена Древней Руси, к кочевникам и еще дальше – к скифам.
– Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь исторической тематикой. Это как машина времени: садишься и погружаешься в прошлое, – признался художник на вернисаже. – Мне всегда было страшно интересно, что за люди тут жили, чем дышали, во что верили. Они ведь проливали кровь за нашу землю, нашу страну. И забывать об этом, на мой взгляд, было бы грехом.
Расставшись с монументальной живописью, художник тем не менее перенес некоторые ее черты в свои картины. И прежде всего безупречное чувство композиционной соразмерности, интеллигентный сдержанный цвет и мастерство детали.
Вообще, детали для него давно стали предметом пристального изучения.
– Если мы посмотрим на декор, убранство и костюм, конскую сбрую, то каждый элемент в древности нес некую информацию. Там не было «просто завитушек» – это обереги, пожелания. Для каждого действа существовали свои ритуальные вещи, – рассказывает художник. – Мне интересно это изучать. Словно тянешь за ниточку – и история начинает раскручиваться. А она была трагическая: борьба за землю, за становление народа, государства, пусть это прозвучит пафосно.
Председатель правления краевой организации Союза художников России Дмитрий Петренко на вернисаже поделился наблюдением:
– В Алтайском крае многофигурной композицией занимается не так уж много художников: Емельянов, Дрилёв, Острицов. Казалось бы, в других союзах может быть по-другому, но недавняя региональная выставка «Сибирь» показала, что в огромном зале среди множества работ тематической многофигурной композиции по факту нет. Как и на прошлой выставке «Россия», которую я посмотрел несколько раз… Выставка всегда дорогостоящее и трудоемкое мероприятие для художника, и мы волновались, вытянет ли она целый зал, но впечатление очень хорошее.
Кстати, историческим жанром экспозиция не ограничивается: здесь есть чуть отстраненные философские пейзажи, мастерски выполненные портреты близких и друзей, а также целая серия трогательных анималистических работ. Выставка работает до 25 ноября.
Cправка
Николай Острицов родился на станции Озерки Тальменского района. В 1976 году окончил Новоалтайское государственное художественное училище. В 1981-м – Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде (отделение интерьера, выставок и реклам). Член Союза художников России с 1996 года.
Любовь КАРПОВА
Олег БОГДАНОВ (фото)