5 октября 2018, №186

Остаться на земле
Новые, востребованные рынком труда специальности открывает Усть-Калманский лицей, доказывая молодому поколению не словами, а делом: нынче время технарей-практиков.
Любовь на все времена

Еще каких-то двадцать лет назад, когда само слово «пэтэушник» было негативным социальным ярлыком, всем казалось, что точка деградации пройдена и вряд ли уже удастся восстановить статус профтехобразования и его связи с реальным производством.
Время все расставило на свои места. Вот оно, перед нами, то, что нельзя сымитировать. Чистый восторг мальчишек, которым доверили современную мощную технику. Их уверенность в нужности стране, о которой они говорят не в будущем – в настоящем времени. Третьекурсники Алексей Титов и Виктор Квасов – одногруппники, друзья, да еще и живут в Усть-Калманке по соседству. Учебный год начался для них с практики на учебных полях лицея. Уборочная нынче сложная, дождливая. Со взрослостью бывалых механизаторов юноши прикидывают, велики ли будут потери из-за высокой влажности, и, озабоченно глядя в небо, приговаривают: «Вот бы несколько денечков вёдро постояло…».

Первокурсники и не скрывают своей зависти. Михаил Пешков из Алейска, устьпристанцы Егор Жуков и Кирилл Трубицын приехали на поле пока лишь в качестве экскурсантов. Прежде чем получить допуск к работе на машинах, погрызут ещё парни гранит теории.
– Мальчишки во все времена одинаковы в своей любви к технике, – смеется директор Усть-Калманского лицея Виктор Коротов, который сам пришел сюда сорок лет назад молодым мастером производственного обучения. – Но они отличаются от молодежи 80-х и 90-х. Точно знают, чего хотят, и идут упрямо к своей цели.
Усть-Калманский лицей готовит кадры для села с 1979 года. От других учебных заведений НПО отличается тем, что плюсом к традиционным сельским специальностям, «повар-кондитер» – для девушек, «тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля» – для парней, открывает новые направления. Так, в этом году лицей получил лицензию и госзаказ на обучение в 2019 году 25 человек по востребованной специальности высокого технического уровня – «эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования, квалификация техник-механик».

«У нас – можно»

Чтобы «АП» получила полное представление о современном профессионально-техническом образовании, Виктор Григорьевич настоял, чтобы разговор шел не в учебном корпусе, а на производственной площадке, эталонной для учебного хозяйства. Здесь у начинающих аграриев проходит практика, совмещенная с уборочной.
На 1300 гектарах земли они вырастили пшеницу и гречиху в соотношении 80 к 20. Урожай выдался неплохой, в среднем 15 центнеров пшеницы с гектара, на отдельных полях и до двадцати доходит. Погода серьезно осложняет уборку. Влажное зерно досушивают на элеваторе, услуги которого не бесплатны, – минус рентабельности. Плюс – урожайность здесь достигается не химией, а инновационными разработками. Там, где работают подростки, даже семена протравливать нельзя. Едва ли не первыми в крае лицеисты стали пользоваться современными биопрепаратами, корректирующими развитие растений.

По сути, урожай ребята получают самый что ни на есть органический, но на ценах приемки зерна это никак не отражается: лишь бы вал был… В любом случае прибыли хватает, чтобы развивать учебную базу и приобретать в лизинг новую технику. На внебюджетные средства за последнее десятилетие лицей на 30 миллионов рублей приобрел оборудование, комбайны «Енисей» и «Вектор», автомобили «Шевроле Нива», и, конечно, канадский Buhler, нынешняя стоимость которого 16 миллионов рублей, – особая гордость директора Коротова.
– Такой машины нет ни у одного проф­лицея Алтайского края. Сомневаюсь, что и в России где-то есть, – уверяет Виктор Григорьевич. – Его собирали в Канаде специально под запросы Усть-Калманского лицея, с поставкой помог Валерий Викторович Мальцев, генеральный директор «Ростсельмаша». Один этот мощный трактор заменяет целую линейку техники. Агрегатируется с любым навесным и прицепным оборудованием, имеет набор функций, позволяющий обучить ребят абсолютно всем навыкам работы на земле.

– А зачем вам такой? Ведь дуальное образование подразумевает, что в учебном заведении ребята изучают теорию, а практику проходят в реальном фермерском хозяйстве.
– Одна маленькая запчасть к такому трактору может стоить 10 тысяч рублей. Если пацаненок по неопытности что-нибудь ломанет, техника будет стоять, пока ее не отремонтируют. Никакой фермер не доверит ее новичку. А у нас – пожалуйста, учитесь. КФХ испытывают острую нехватку специалистов, работающих на современных высокопроизводительных машинах.

«Давайте начистоту...»

Принцип директора Коротова – никогда ни у кого ничего не просить. И со стороны даже может показаться, что все само собой к нему приходит. Внедрил современные образовательные стандарты – получил достойное бюджетное финансирование. Под новое учебное направление лицей привлек около 4 миллионов рублей на приобретение лабораторного оборудования, 500 тысяч – на литературу. Автоматизированы рабочие места преподавателей, оснащены оборудованием учебные кабинеты. В уютном благоустроенном общежитии живут приезжие ребятишки, к слову, питание для них – бесплатное.

Из 225 учащихся местных не много. Основная часть – ребята из районов, есть даже парень, приехавший учиться из Сургута. Обширную географию Коротов объясняет лаконично и скромно: «На несколько территорий края один наш профлицей остался». И готовят здесь не «кого угодно», а специалистов, у которых гарантированно будет работа на селе. В такой системе подготовки есть два ориентира – рынок труда и госзаказ. Преподаватели держат связь со службой занятости и предприятиями аграрного сектора, выявляют и анализируют дефицит кадров среднего профессионального звена в территориях, чтобы точно знать, на какие специальности делать упор. Пока потребность в выпускниках лицея больше, чем мы можем закрыть. И дело тут не только и не столько в рамках госзаказа...

Самое время поговорить о престижности профессионального образования. Директор привел в пример ближнее село Новотроенка. Раньше, мол, оттуда брали учиться до десяти парней и девушек каждый год, а сейчас там две бабушки живут… А потом вдруг сам себя перебил:
– А давайте начистоту. Ребятишки-то к нам хорошие идут, и с набором проблем нет. Есть WorldSkills, который способствует повышению интереса к техническим специальностям. Правда, здесь как в спорте, олимпийцы – и все остальные, которые на земле работают. Так вот мы в основном готовим «всех остальных». Хотя в зональных соревнованиях побеждаем и в крае в пятерку лучших входим… Меня огорчает политика родителей, которые сами всю жизнь в селе прожили. Вот кем угодно пусть будет ребенок, лишь бы в родной деревне не оставался, только бы в город его пристроить… Вы сами знаете, там все очень наглядно, новостройка на новостройке. А в сельской местности вы часто такое видите?

Остался незаданным только один вопрос к директору Коротову. Почему одни исчезли бесследно в системе НПО, а другие крепко встали на ноги?
– За всех не отвечу, а у нас все сложно было. В 90-е, когда все вокруг рушилось, мы с заместителями сели и стали думать, как жить дальше. То немногое, что зарабатывали учебным хозяйством, можно было пустить на зарплаты, проесть. Но решили ограничить себя во всем и вкладываться в развитие, внедрять и предлагать интересные абитуриентам современные специальности и в конце концов выиграть в главном. Лучшие ребята едут учиться к нам, мы сохранили стабильный набор и состав преподавателей.

Тамара ПОПОВА
Олег БОГДАНОВ (фото)