31 марта 2018, №57

Весенние голоса
37 коллективов выступили на II региональном фестивале-конкурсе «Весенние голоса».
Узнавание

Фестиваль-конкурс академических хоровых коллективов проходил в Алтайском государственном музыкальном колледже. На сцене концертного зала выступили хоровые коллективы из Барнаула, Заринска, Новоалтайска, Рубцовска, ЗАТО Сибирский, Завьяловского, Каменского, Краснощековского, Ключевского, Кулундинского, Курьинского, Первомайского районов. Участники соревновались в пяти группах: вокальные ансамбли, младшие, кандидатские, старшие хоры детских школ искусств и коллективы профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования.

Каждый коллектив исполнял по три-четыре произведения. Мы услышали русские, украинские, эстонские, немецкие, английские (и даже австрийскую!) народные песни. В горные выси улетала душа, когда звучала в исполнении юных музыка духовная… Обязательным было наличие в программе героико-патриотического сочинения, ведь мероприятие проводилось в рамках краевой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае». И об этом обязательном произведении я хотела бы сказать отдельно. Что удивило: оказывается, патриотические песни могут быть очень разными. Какие-то давно известные ты как будто заново открывал вместе с их исполнителями:

«Над Россией белые снега,
Над Россией синие дожди.
Словно шепчут травами луга:
«Потерпи, Россия, подожди».

От того, что эти песни пели дети, пробуждалась надежда: да, будет солнце, небо и весна… И другое творение Якова Дубравина узнавали слушатели – «Песню о земной красоте». А вот его же «Маленькие станции России» в исполнении вокального ансамбля «Унисон» Барнаульской ДМШ № 2 очень многие гости услышали впервые. И кое-­кто незаметно смахнул слезу. Звучали произведения Чичкова, Антонова, Марченко, Дашкевича и других авторов – какие же это были песни! Да, героико-патриотические. И вместе с тем настоящие, о главном: о том, как «я люблю места родные», о том, как «ходят кони над рекою», о том, какой была бы жизнь, «если б не было войны»…

Не знаю, согласится ли со мной читатель, но я убеждена: подобные «взрослые», ранящие душу песни дети поют совсем иначе, чем мы. В сочетании же с уровнем их исполнительского мастерства, талантами художественного руководителя и концертмейстера воздействие такого героико-патриотического воспитания трудно переоценить. Как бы сделать так, чтобы удивительных наших детей услышало как можно больше земляков? Ведь показал же себя проект «Соседи»: самодеятельные артисты ездили в гости друг к другу из района в район. А Государственный молодежный ансамбль песни и танца Алтая тоже смог объехать немало районов края, причем не только концерты его запомнили сельчане, но и мастер-классы членов коллектива.

Но вернемся к «Весенним голосам». Лауреатов конкурс подарил немало. Назовем лишь некоторых. Гран-при получил Барнаульский детский хор (рук. И. Грицай). Дипломы лауреата 1 степени у следующих коллективов: хор «Сентябринки» ДМШ АлтГМК (рук. И. Грицай); кандидатский хор Барнаульской ДШИ № 4 (рук. Е. Герасимова); старший хор Барнаульской ДШИ № 7 (рук. М. Парфёнова); хор «Камертон» Кулундинской ДШИ (рук. Е. Прокопенко); хор АлтГМК (рук. Р. Голямов). Всего же звание лауреата присуждено 23 хоровым коллективам! Специальными дипломами отмечены четыре солиста и пять концертмейстеров.

Общее впечатление

Возглавляла жюри конкурса Лариса Яруцкая – доцент кафедры академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, художественный руководитель и дирижер детского хора «Перезвоны» Санкт-Петербургской ДШИ имени М.И. Глинки.
– Лариса Николаевна, когда вы собирались на Алтай, представляли, что здесь услышите? – спросила я высокую гостью.
– Мы неоднократно встречались с Инессой Грицай на таких крупных мероприятиях, как Всероссийский хоровой конкурс, детско-юношеский хоровой чемпионат. Мы «творчески знакомы». В жюри работаю достаточно часто, но в вашем крае я впервые.
– Каков, по-вашему, уровень коллективов края?
– В среднем он очень неплох. Я получила приятное впечатление от новых встреч с коллективами, хормейстерами, даже отметила для себя какие-то интересные репертуарные события. Например, произведения или аранжировки, которые никогда не слышала, – и в исполнении детских коллективов! Их отметила для себя как интересный материал, с которым можно работать.

Вместе с тем видны и определенные проблемы. Мы услышали на конкурсе как многочисленные коллективы, так и совсем маленькие по составу – условия в них разные. Технически не так легко работать с детским хором, который невелик по численности. Комфортнее и проще и репертуар легче выбрать, когда в хоре от 30 человек и больше.
– О сельских коллективах можете сказать отдельно?
– Я повторюсь: общее впечатление приятное. Есть единственная, как мне кажется, некоторая общая проблема выбора репертуара. Мало представлена современная музыка. Но не могу сказать, что я как член жюри увидела какую-то существенную разницу в пении, например, барнаульцев и жителей глубинки. Руководители коллективов – профессионалы, которые понимают, с чем имеют дело, и применяют свои навыки в работе. И это очень видно.
И в первый, и во второй день конкурса многим было уже понятно, какой коллектив возьмет Гран-при. Потому я не могла не узнать у нашей гостьи мнение о работе Инессы Грицай.

– Инесса Грицай – это не просто музыкант с большой буквы, не просто преподаватель и педагог высочайшей квалификации, – ответила Лариса Николаевна. – Я считаю, что это – гордость Алтайского края. Как представитель детского хорового исполнительства, я прекрасно понимаю все тонкости, нюансы работы с детским хором. Потому считаю, что администрация города и края, все власти, которые имеют отношение к культуре, должны максимальное внимание и поддержку оказывать таким коллективам, как хор Инессы. Этот коллектив дважды принимал участие в финале самого крупного мероприятия всей певческой России. (А выбрано было со всей огромной нашей страны всего 12 таких коллективов!) Причем дважды подряд хор доходил до финала и блистательно выступал!

Светлана АЛЕКСАНДРОВА
Олег БОГДАНОВ (фото)